Открывая книгу с Первыми

Георгий Свиридов «Сын командира»
Героическая история о 12-летнем пацане по имени Володя.
Что делать московскому школьнику, когда он оказался на летних каникулах в приграничной деревушке Белоруссии в первые дни войны? Мать погибла при бомбежке, тетка не хочет принимать его дома, потому что отец мальчика — командир Красной армии. И вот Вовке, сыну командира, приходится пробираться к своим, на восток, попутно совершая диверсии, убивая захватчиков и освобождая пленных красноармейцев.
В период создания романа писатель активно переписывался с десятками бывших узников Бухенвальда, которые откликнулись на его призыв по центральному радио. И вот одно из писем от члена подпольного комитета Бухенвальда, Михаила Левшенкова, содержало рассказ про эту историю.
Наши дети, оказавшиеся в Бухенвальде, уже прошли к тому моменту суровую школу войны. Многие побывали в партизанских отрядах, выполняя поручения по разведке и даже взрывным работам. Но тем не менее видеть непосильный физический труд, которому их подвергали, впрягая в лямки громаднейших телег с каменоломен, было всегда больно.
В тот февральский день 1943 года детская команда работала вне основного лагеря, который расположен на горе. У подножия возвышенности располагалось караульное помещение охраны СС из дивизии «Мертвая голова». Спускаться под гору с грузом для детей было не менее тяжело, чем тащить его в гору. Володе, самому бойкому и сообразительному из группы пришла идея отметить боевым подвигом День Советской Армии. Заметив, что надсмотрщик отстал, встретив приятеля, Вовка предложил ребятам не тащить, а прокатиться на телеге. Ребята вспрыгнули на нее, а он сел «за руль». Телега разогналась до приличной скорости, раздался крик надсмотрщика сзади, лай собак впереди. Но уже никакая сила не смогла бы остановить полуторатонный таран, с грохотом мчащийся на караульный барак, где безмятежно спали, по выражению Левшенкова, «раскормленные псы гитлеровской псарни»…
Расчет Вовки был точен. Дышло протаранило стену дощатого барака, до смерти напугав спящую команду караула, страшный треск стены, сотрясение барака, проткнувшее стену дышло привели всех в полное замешательство. Дрожа от страха, с оружием наперевес команда выскочила наружу но там… с невинным видом стояли у телеги дети, имитируя сильный испуг…
Никто не знал тогда, что это была не просто детская шалость. Это был подарок Родине ко Дню Советской Армии, о чем строго по секрету мне рассказал организатор тарана Володя. Он вполне осознавал, что его ожидает и шел на самопожертвование сознательно, лишь бы хоть перед смертью вырвать клок шерсти с фашистского зверя.
Эпизоды из писем бывших узников концлагеря, которые они прислали писателю Георгию Свиридову, позднее пополнили роман о Бухенвальде, увидели свет в расширенной версии книги «Ринг за колючей проволокой». Отец всегда подчеркивал, что в книге нет выдуманных деталей и событий. Все реально, все из жизни.

Тимур Свиридов, сын писателя.

#ДвижениеПервых
#ДвижениеПервых63
#ДвижениеПервыхСергиевскийРайон
#ОткрываяКнигусПервыми
#ЛитературныйМарафонПервых
#МиллионДобрыхДел